Владимир Карасев
2020-07-16
…Имя художника Радика Азизова широко известно не только среди творческой интеллигенции Узбекистана, но и большому числу специалистов-искусствоведов буквально во всём мире. Кто мог когда-то подумать, что мальчишка из городка «Праздничный холм» (Тойтепа), очень скоро станет участником более ста зарубежных выставок, обязательным участником всех наиболее серьёзных отечественных столичных выставок и будет стопками до метра высотой складывать многочисленные грамоты, сертификаты, дипломы победителя международных выставок, конкурсов и фестивалей. Пройдя серьёзную школу художественного училища им. Бенькова, а затем и института им. Островского, Азизов выдержал обучение на курсах Студии мультипликационного искусства при Союзе кинематографистов в Москве с 1991 по 1992 годов. Проработав некоторое время на телевидении и в издательствах Москвы, он не мог дышать тем воздухом в котором не было запаха цветущего персика, тех солнечных красок, каким наполнен упоённый Восток. С 1999 года он становится членом Академии художеств Республики Узбекистан. Именно от этой точки биографии начинается его, буквально – триумфальное творческое озарение, открытие национального характера тонкого, вдумчивого, глубоко философского по содержанию художника.
Во всех работах Р. Азизова чётко вырисовывается своеобразная индивидуальность, как оригинального творца. Он одарён сильным воображением, тонким эстетическим чутьём, способностью смело рисовать и конструировать картину неожиданными пятнами красок. Внимательно всматриваясь в полотна Азизова, становится заметным как проявляется его интеллектуальная доминанта, куда включены все умственные процессы: осознание впечатлений, формирование представлений и понятий, рассуждение, уподобление, утверждение, отвержение, формирование обетов и воображения...
И хотя его творения могут вызывать в представлении зрителей много иллюзий, всё же эти картины понятны без объяснений и переводов. Очень просто делать то, что нравиться публике, рисовать то, что она узнаёт, не задумываясь. Привычное приятно человеку: новое же заставляет напрягать воображение, порой даже вызывает отторжение. Во время первых выставок импрессионистов посетители негодовали: мол, где это видно, чтобы деревья были фиолетовыми, апельсины – синими, а небо – цвета свежего масла! Но пришло время, и мы видим мир таким, каким показали его импрессионисты. Дело в том, что для каждого чувства и для каждого предмета в сознании человека хранится обобщённый символ, код. В духовном мире людей до Элюара не было символа синего апельсина. Писсарро подарил нам код фиолетовых деревьев. Художники-импрессионисты раскрасили мир таким множеством оттенков, так сместили контуры предметов, вдохнув в них трепетание жизни, что реальный мир перед нашими глазами раскрылся, расцвёл, стал зыбким, неистовым, вечно меняющимся, мы заново открыли его для себя.
Внимательно всмотритесь в его картины «По первому снегу», «К Древу Желаний», «Сумерки», «К источнику», «Семья», «Мальчик с мангустом», «Ожидание» и целый ряд других поразительных по исполнению произведений, чтобы увидеть как на грани пуантилизма и кубофутуризма кисть творит романтический impression, Декоративная образность, основанная на хорошей классической школе живописи в творчестве Азизова, стала поистине реформаторским актом в искусстве для многих художников Республики – в последователях. Соединив, казалось бы, абсолютных антиподов – реализм и декоративность, обогатив этот стиль изрядной долей символизма, Радик Абдурахмонович, вот уже более двух десятилетий своего творчества, прокладывает собственную дорогу всеобъемлющего колоритного постижения. Практически во всех его произведениях, цветовая гамма используемая художником в сочетании с графической основой, органична, приятна для восприятия. Композиция, отточенная до мельчайших параметров, восхищает взор.
При этом хочу заметить, что Восток уже давно открыл для себя многообразный мир переплетений чувств, законов духовности, игры интеллекта, поэтику большой философии. Точно так же преображают наше сознание работы Азизова. Он идёт оригинальным путём, не копируя предшественников и не подражая им, создавая на своих полотнах и графических листах мир новый поэтики. Найдя для себя раз определённую манеру, Радик Азизов стал отрабатывать в творчестве только это направление – некую ажурность и цветовое многообразие исполнения. Это было достаточно далеко от прикладного искусства, но в том же тоне ощущения от изображаемого. Поэтому его картины кажутся более доступными пониманию любого человека. Но на самом-то деле, это далеко не всё так просто!
…Можно по-разному относиться к абстрактной живописи Радика Азизова. Многие зрители и почитатели его искусства считают, что в этих произведениях идёт речь о средствах создания цветопластической и ритмической организации полотна, то есть только о дополнительных выразительных возможностях живописи. В действительности, эти работы прямо и непосредственно воздействуют на эмоциональные стороны нашего физического существования. Задачу, которую ставил художник, состоит в том, чтобы дать зрителю, прежде всего порядок и разнообразие в эстетическом плане (то есть порядок абстрактно-выразительных средств), а затем расположить, эстетически изобразить объекты так, чтобы эмоциональные элементы выявлялись вместе с порядком и соответствием вне зависимости от того, что имеется в Природе. «Виниловый край», «Зигзаг удачи», «Композиция», «Этника», «Симфония», «Шоколадный день», «Сплетение», «Ширма», «Сны совести», «Повелитель снов» и другие полотна Радика Абдурахмоновича проникнутые духовной сущностью в отвлечённых вещах всегда привлекают к себе интерес зрителей. Эти работы Азизова точно соответствуют квинтэссенции «О духовном в искусстве» - как называл Кандинский свою программную работу, которая и сегодня сохраняет значение библии абстракционизма и как определял маэстро пробуждение в будущем, безусловно, необходимой, обуславливающей бесконечные переживания способности восприятия духовной сущности в материальных и абстрактных вещах. Полотна Радика Абдурахмоновича абстрактивистской живописи пронизывает идея иррационализма, стремление к мистике, но при этом уровень художественного мастерства Азизова, стоит, на мой взгляд, в одном ряду с такими именами как Альберто Маньели, Пауля Клее, Брам-ван-Вельда, Эльмара Бишофф…
Сравнить - значит соотнести к какому либо времени развития Искусства. Но обаяние живой материи мысли и мастерства из одного пространственно-временного континуума в другой Радик Абдурахмонович вносит свою лепту в эволюцию развития культуры. Его интуиции подвластны проникновения в глубинные пласты законов живописного мироздания. Слишком деликатный характер Азизова позволил ему вобрать в себя все самое лучшее из опыта художников «серебряного века». Этому немало способствовала мультимедийность современного искусства, которая ранее отсутствовала, и которая напрочь отсутствует в искусстве ряда стран Центральноазиатского региона. Отсутствие системной величины, невозможность (или нежелание) отречения от фигуративности и сформированные провинциальные представления об авангардном искусстве, - то, что не позволило центральноазиатским художникам в полной мере соотнестись с авангардной проблематикой «культура и контркультура» (бинарное: репрезентативная – контркультурная), то есть четко выраженных позиций на природу авангардного искусства. Не произошло синхронизации творческого поиска в локально отдаленных друг от друга художественных сообществах, - западное искусство имело совершенно другие предпосылки, исходящие из другого общественного строя. В данном случае художественная система авангардного искусства сработала как «эффект домино». В поиске собственной идентичности некоторые отечественные художники воспользовались тем, что предоставило им само время. Подобное обстоятельство, связанное с отыскиванием собственной идентичности в контексте с актуальными мировыми художественными процессами среднеазиатскими и казахскими художниками обнаруживается в постсоветский период как варьирование принципов авангарда в эпоху постмодернизма…
…Следует, по-моему, обязательно отметить ещё одну грань творческого гения Азизова – это виртуозное владение юмористическим рисунком. Конечно, он в меньшей степени карикатурист, но как человек умеющий увидеть окружающий мир через призму юмористического кристалла, Азизов достойно занимает своё место в сотне лучших юмористов планеты. Нет ни одной крупной выставки юмористического рисунка проходящей ежегодно в мире, куда бы ни был приглашён Р. Азизов. Его взгляд на повседневность бытия, всегда наполнены какой-то лучезарной добротой, тонким остроумием и отсутствием всякого безоглядного политиканства, каким заражены, так называемые, «западные прогрессисты». Юмористический рисунок, карикатура, это особый вид творчества, проистекающий не от слепой злобы, а от интеллектуальной доброты, чисто детского озорства, мудрого остроумия.
Азизов, я подчёркиваю это – человек с запредельно обострённым чувством юмора. Но, если на минуточку задуматься о том, откуда же проистекает этот неиссякаемый поток наглядной весёлости и что за ним стоит, то тут уже предстаёт иная, подстрочная, сторона его творчества, как мне иногда думается – это, вселенское одиночество, от которого он и скрывается за шутками, афоризмами, сатирой. Тот тип самообороны от внешних угроз, которой мог выбрать и развить только интеллектуал. По-сути, каждый художник, даже окружённый почитателями или друзьями, в творческом искании одинок и ответственность за то, что он творит, сугубо индивидуальна.
Почему-то, мы совсем забыли о том, что художник – фигура общественная, наглядная, людная. Жизнь его, через творчество, это рупор которым он общается с миром. Любое произведение, которое он представляет на этой выставке, это и рассказ о себе, своём видение времени и реакция на ту атмосферу, в которой он проживает в настоящий момент, какими бы завуалированными не были сюжеты полотна. Каждое поколение людей открывает для себя вечные истины добра и зла, подвига и предательства, любви и ненависти, рождения и смерти. Там за гранью веков, за туманом времени, сокрыта великая философия мудрецов. Но вот как постичь её, – эту мудрость Бытия? Где найти эти ключи, чтобы расшифровать заложенные в каждом из живущих людей на нашей Земле, добромыслимые коды? Без Истины для нас уже нет и жизни. Мы глубоко пропитаны ядовитой ложью, в которую нас всё время обрекают западноевропейские «пастыри нового искусства».
Картины Радика Азизова не теряют своего лица на самых престижных выставках, они могут, несомненно, украсить скромную квартиру, галерею, музей, богатый особняк, они везде у себя дома, без претензий на вычурность и дешевый изыск, они вписываются в любой интерьер. Они источают красоту, добро, свет и радость жизни. Он относится к тем живописцам значение творчества, которых со временем будет только расти. Современники часто не в состоянии оценить, в силу объективных причин, все грани и величину личности мастера. Творения художника, как жемчужины, рассеяны по всему океану людского бытия, в музеях и собраниях, там, где уже сейчас знают цену настоящего и подлинного, и интерес к его творчеству продолжает нарастать.
Несколько кратких заметок о тенденциях поэтического гламура и не только, в русской литературной среде Ташкента.
читать далееПрирода – величайший и никем не превзойдённый художник. Она окружает нас совершенной красотой, к которой мы можем только стремиться.
читать далееВосток уже давно открыл для себя многообразный мир переплетений чувств, законов духовности, игры интеллекта, поэтику большой философии. Точно так же преображают наше сознание работы ташкентской художницы Марии Ли-Сафи.
читать далее